Среди студентов бытует мнение о том, что многие преподаватели вузов, как правило, не читают курсовые работы, а лишь пролистывают или максимум – прочитывают начало работы. Популярны студенческие шутки из разряда: «Раз всё равно до этой страницы никто не дочитает, то примем Пи равной 5, а иначе расчеты не сходятся».
Однако, данное мнение ошибочно, поскольку последнее время преподаватели стали подробно изучать студенческие работы от корки до корки и писать конкретные замечания по работе практически на каждой странице текста. К преподавателям предъявляются не менее строгие требования, чем к студентам, поэтому проверка работ должна быть тщательной. Ведь если в работе нет замечаний, это означает, что научный руководитель ее попросту не читал, а никто из преподавателей не может допустить такого мнения о своей компетенции. Поэтому такая студенческая стратегия как: «Я хорошо напишу первую половину курсовой, а насчет второй можно не заморачиваться» - зачастую не проходит. Кроме того, вторая часть является наиболее интересной и творческой, поэтому первую половину преподаватели как раз наоборот могут пробежать глазами, а вторую часть изучают более подробно.
Напомним, что курсовая работа, чаще всего, состоит из двух глав: первая – теоретическая, которая содержит историческую справку, теоретические основы проблемы, общие понятия, нынешнее положение данной проблемы в современном мире. Вторая глава курсовой работы – аналитическая, которая может включать практические исследования, эксперименты, анализ, расчеты.
Если с теоретической частью исследования проблем, как правило, не возникает, то аналитическая часть требует, чтобы ей уделили особое внимание.
В практическом разделе студент применяет свои знания по предмету на практике, предлагает решение данной проблемы, проводит расчеты для доказательства или опровержения выбранной им теории. Вся суть и новизна курсовой работы выражается именно во второй главе, в то время как первая глава является как бы предисловием, подготовкой ко второй – наиболее важной части работы. Поэтому значимость второго раздела курсовой работы ни в коем случае нельзя приуменьшать.
Какова бы ни была тематика курсовых работ, материал в практической части по общепринятому шаблону располагается в следующем порядке:
Если курсовая не носит ярко выраженного прикладного характера, но в методичке тем не менее прописано обязательное наличие эмпирического раздела (например, в работах по истории, литературе, педагогике, психологии), то его содержимое:
Важно также отметить, что на основании практической главы составляется заключение к курсовой работе, выводы по всему материалу исследования. И если вторую главу студент написал, уделив ей достаточное количество времени, проделав необходимые расчеты и эксперименты, то выводы будут правильными и весомыми.
Зачастую у студентов, особенно у первокурсников, нет опыта в написании курсовых работ, несмотря на то что они понимают и владеют предметом. Поэтому учащиеся часто просто копируют для теоретической части большие фрагменты и отрывки чужого материала из открытых источников, прибегая в данном случае к плагиату. Вторая часть работы дает им возможность «отыграться», повысив уникальность курсовой за счет качественного анализа в практической части.
Многие студенты, наоборот, хорошо и удачно составляют теоретический материал курсовой работы, пересказывая статьи теоретиков, монографии, тексты пособий своими словами, но с практической частью справляются с трудом. Они уделяют второму разделу курсовой работы недостаточное внимание, и это отражается либо на малом объеме практической части, либо попросту на ее отсутствии как таковой.
Таким образом, можно однозначно утверждать, что практическая часть курсовой работы является наиболее важной и обязательной, поэтому следует уделять ей особое внимание. Практическая часть работы отражает глубину усвоения студентом приобретённых им практических навыков, его способность нестандартно мыслить, принимать решения, действовать. Можно с уверенностью сказать, что грамотное выполнение этого раздела говорит о готовности учащегося к будущей профессиональной деятельности.